О некоторых аспектах использования неавтофокусных объективов Pentax серий «K» и «M» с фотоаппаратом Pentax K10D

Текст: Антон aka Prospero © 2007

Верно измеренная экспозиция – одно из важнейших условий для получения успешного кадра. Насколько фотограф может доверять автоматике фотоаппарата Pentax K10D при использования неавтофокусных объективов Pentax серий «K» и «M»?

 

Хорошо известно, что совместимость цифровых камер Pentax со старой оптикой является одним из «козырей» фирмы (и речь идёт не только о байонетных и резьбовых объективах для «узкой» плёнки, но также об устанавливаемых через фирменные адаптеры объективах систем Pentax 645 и Pentax 67).

То, что объективы действительно ставятся на «тушки» без малейших затруднений (за редким исключением для некоторых резьбовых линз), является общеизвестным и обсуждению не подлежит. А вот каково на самом деле удобство работы с неавтофокусной оптикой на новых камерах? И в первую очередь – как обстоит дело с оптикой серий «K» и «M», многие представители которой и по сей день представляют собой относительно дешёвые, но при этом весьма качественные инструменты для решения широкого круга съёмочных задач.

Автора интересовало то, насколько корректно указанный фотоаппарат производит замер экспозиции с указанными выше сериями объективов (так как «топовая» на сегодняшний день камера Pentax K10D не лишена отдельных недостатков, и в первую очередь это касается проблем исправления допущенных при съёмке серьёзных экспозиционных ошибок). Именно этому вопросу и посвящена данная заметка. Заметим, что тесты проводились только при постоянных источниках освещения, без использования вспышки, что несколько ограничивает их практическую ценность.

Чем же отличается экcпозамер камеры с объективами относительно молодыми (начиная с серии «А») от байонетных объективов предыдущих серий? Оптика серии «А», как и вся последующая линейка, в силу своей конструкции позволяет камере измерять экспозицию при полностью открытой диафрагме и фотоаппарат лишь приводит полученные результаты к тому значению диафрагмы, которое фотограф устанавливает на камере. И напротив – конструктив оптики серий «K» и «M» диктует необходимость кратковременного закрытия диафрагмы объектива до установленного фотографом значения (всегда на объективе). Итак, каким может быть алгоритм работы с объективами серий «K» и «M»?

 

1. Разрешить в меню камеры работу с объективами, у которых на кольце диафрагм отсутствует положение «А».

2. Установить переключатель автофокуса в положение «М». Данный пункт не является необходимым для корректного экспозамера, но нужен для того, чтобы камера среагировала на нажатие спусковой кнопки при непосредственной съёмке объекта.

3. Установить на объективе ту диафрагму, которая кажется фотографу наиболее подходящей для выбранного сюжета.

4. Нажать на «зелёную» кнопку (в это время камера прикроет диафрагму и сделает экcпозамер, который и будет запомнен камерой даже после её выключения).

5. Сделать снимок ;-)

 

Если говорить только о механической составляющей процесса экспозамера, то пункт «4» предложенной выше рекомендации может быть осуществлён несколько иным способом: поворотом рычажка глубины резкости вправо до упора. В этом случае камера так же произведёт вышеописанные действия и, плюс к этому, в видоискателе появится шкала экспокорекции, на которой в некоторых случаях фотограф увидит, что камера считает определённую ею экспопару не вполне корректной и предлагает необходимую с её точки зрения поправку.

Какой именно способ использовать – решать каждому самостоятельно. Автор отказался от второго варианта в силу того, что поправка в большинстве случаев не является точной и не даёт гарантии верного экспонирования кадра при её применении.

В ходе дискуссии по данному вопросу, проходившей на страницах форума 'Penta-club' и послужившей толчком для написания данного текста, было высказано несколько различных точек зрения:

• К10Д вполне нормально позволяет работать с М объективами; при зажатии диафрагмы наблюдается недодержка.
• Выдержка определяется правильно (возможно, нужна постоянная экспопоправка).
• Ошибка определения экспозиции нарастает по мере зажимания диафрагмы. Причем нелинейно.
• Все будет работать, и будет работать корректно. Как на К100D, так и на К10D. Нужно только правильно все делать.
• У каждого «М»-объектива есть величина коррекции, которую приходится вносить.

Давайте посмотрим, что же показала практическая съёмка. Каждым объективом были отсняты серии среднесерых объектов в различных и наиболее часто встречающихся в повседневной практике условиях освещённости:

• солнечный день (рис. 1)
• плотная облачность (рис. 2)
• лампы накаливания (рис. 3)

 

Estonia 010 Stereo

Несколько замечаний к графикам:

• Объектив SMC Pentax A 50/1,4 использовался в каждой серии, в качестве эталонного образца.
• Наиболее грубые ошибки возникают в случае выхода EV за оговоренные в ТТХ пределы чувствительности (график съёмки с лампами накаливания).
• Незначительные ошибки могут возникать даже на полностью открытой диафрагме. Справедливости ради следует отметить, что во время съёмок камера была настроена на шаг изменения экспозиции в 1/3 ступени; можно допустить, что в относительно более грубом (в 1/2 ступени) режиме камера может подбирать значения, попадающие в правильную экспозицию точнее. Но, с не меньшей вероятностью, возможно и усугубление ошибки вдвое.
• График экспозиционных ошибок объектива SMC Pentax K 120/2.8 при солнечном освещении показывает, что не исключено существование ряда объективов, с которыми в некоторых условиях камера допускает ошибку не более чем в полступени на всём ряду диафрагм. А это при условии съёмки в RAW позволит использовать их без малейшего опасения в том, что, вернувшись со съёмки, фотограф столкнётся с погубленными кадрами.

Общий вывод таков: в тех или иных съёмочных условиях и с тем или иным конкретным объективом верными можно признать все приведённые выше точки зрения.

Следует согласиться, что эконометрия камеры K10D с объективами серий "К" и "М" не только требует индивидуального подхода к каждой конкретной линзе, но и, с весьма большим количеством объективов, может оказаться ошибочной.

Вывод мог бы быть оспорен, если бы он базировался исключительно лишь на съёмках указанными конкретными объективами; к сожалению, проведённые тесты лишь подтвердили имеющуюся на сегодняшний день информацию по данной теме (как в Рунете, так и на зарубежных фотофорумах).

Означает ли это, что фирма Pentax, говоря о совместимости с оптикой «К» и «М» вводит покупателя своей продукции в заблуждение? Едва ли.

 

Во-первых, в инструкции к камере K10D о возможных ошибках говорится довольно недвусмысленно (жаль, однако, что компания не приветствует свободного распространения этих инструкций; хотя, на взгляд автора, это могло бы помочь потенциальным покупателям заранее ознакомиться с теми или иными возможностями фотоаппарата и сделать более осознанный выбор).

Во-вторых, автору известно минимум 4 способа, позволяющих на практике избежать грубых экспозиционных ошибок:

• Применение внешнего экспонометра.
• Использование «цифрового» предпросмотра, с установленным в настройках камеры выводом гистограммы. Здесь хочется высказать пожелание к компании-производителю: в одной из следующих прошивок сделать так, чтобы пробный кадр, который сейчас невозможно сохранить, всё же сохранялся, хотя бы последний из серии «пробников»; ведь нередки случаи, когда именно такой кадр оказывается интереснее, чем «нормальный». В данном случае (кадр, сделанный в виде «цифрового превью»), на кнопку «корзина» можно было бы повесить функцию «сохранить в основной памяти».
• Съёмка кадра сразу с дальнейшей оценкой его плотности по экрану камеры (и по гистограмме, разумеется).
• Предварительный замер при полностью открытой диафрагме с последующим самостоятельным пересчётом экспозиции.

Кроме перечисленных вариантов есть ещё один, пока не реализованный в камере, но вполне возможный. Почему бы программистам компании в следующих прошивках не сделать примерно так: в ручном режиме съёмки, по нажатию «зелёной кнопки» при полностью открытой диафрагме, камерой замеряется и запоминается экспозиция, и одновременно с этим на ЖК-мониторе появляется меню для установки того или иного планируемого к использованию значения диафрагмы. Далее. В процессе съёмки это значение меняется тем или другим управляющим колёсиком. При изменении условий освещённости цикл повторяем.

Таким образом, мы получим не только псевдоуправление диафрагмой старых объективов с камеры, но и ещё одно подтверждение того, что фирма действительно всерьёз работает над тем, чтобы декларируемая ею совместимость была максимальной.

 

Автор благодарит участника конференции 'Penta-club' Александра aka Lexander за предоставленную оптику.