Google Pixel 3a XL
[несколько слов про камеру]

Текст и фотографии: Pro[sp]tero.
Дата: 2000 двадцать первого года январь (выпендрился, ага).

1. Небольшое предисловие

2. Немного теории

3. Портретная съёмка

4. Якобы макросъёмка

5. Пейзажи

6. Вечерняя съёмка

7. Съёмка ночная

8. Прочье съёмки (предметка, спорт, дети, свадьбы и т.д.)




В самом начале прошлого года, допив праздничное шампанское, полюбовавшись поголовным радостным весельем на чёрных и слякотных новогодних задворках Санкт-Петербурга (тогда ведь ещё думать не думали про чудовище с красивым именем SARS-CoV-2), понял: жить с Nokia 808 у меня уже нет ни каких сил. У нас была долгая и счастливая совместная жизнь, но дальше – нет, хватит. Прости.

Первым делом сформулировал для самого себя критерии нового смартфона. Суровые игры, бенчмарки и прочая ерунда мне не интересны, мне подавай несколько простейших программ – тестрис, вконтакик, ютубчик, сбербанк-он-лайнчик, неплохую батарейку и нормальную камеру. Те, кто фотографировал, именно фотографировал (а не фоткал) на 808-ю, те поймут.

Заварил кофе покрепче, купил плюшек повкуснее, отправился в бездну в сеть на поиски всамделешнего мобило-фото-совершенства, а не мнимого, купленного и проданного на не-называй-его-имя-в-ночи сайте. Неторопливо просматривал десятки и сотни снимков, сделанных на камеры топ-фото-смартофонов, однажды даже достиг дна. И в середине марта купил смартфон Google Pixel 3a XL. Потом просто снимал. Без мысли «запилить» этот текст. Поэтому не утруждал себя поиском красивых девочек и умильных котиков, так что не ждите здесь няшек и мимимишек. Абсолютно экзотических Турций и Египтов тоже не ждите. Сомоизоляция™, ёпт.

Дисклаймер 1: Данные заметки будут интересны прежде всего тем, кто снимая на уютную мобилочку, не отказывается от мысли взять и распечатать пару-другую удачных снимков в формате хотя бы 30×40. И повесить на стену. Или сотворить слайд-шоу из фотографий с поездки в Антарктиду на Новый год с последующим показом на 4К-мониторе. Таким людям недостаточно вау-эффекта при взгляде на экран смартфона.

Дисклаймер 2: О технических параметрах иллюстраций. Почти все показанные здесь снимки – это результат конвертации из RAW (DNG). Почти все показанные здесь снимки в той или иной степени подвергались обработке в Photoshop'е: уменьшение размера, кадрирование для выравнивания горизонта, исправление дисторсии, цветокоррекция (в том числе и перевод в ч/б). Дело в том, что моей целью было показать то, что можно «вытянуть» из камеры по максимуму, а не просто, как она снимает в jpeg'e. В jpeg она снимает хорошо (когда смотришь на экране смартфона).



Чуть-чуть* теории

* – это была шутка.

Вот вам сверхлонгрид. Абсолютное какое-то чтение. Для настоящих ценителей подробного слова и знаний, достойных быть выбитыми на гранитных скрижалях. Рекомендуем!

Для тех же, кому поплохело от одного лишь вида ползунка, есть неплохая (и соверщенно не_longread) статья, которая просто и доступно рассказывает про технологию HDR+ в Gcam и что придумали инженеры гугла в этой связи. По некоторым стилистическим признакам текст немного похож на рекламу, но в общем и целом фактический материал познавателен. Оригинал статьи был здесь, но потом пропал. На просторах www нашлась 1 (одна) копия; но так как совершенно нет уверенности в том, что уже завтра не исчезнет и там, то скопировали сюда.



Портретная съёмка & бокэ

Видите ли… Снимок должен быть оптически естественным. Вот такѢ. Точка.

Размытый фон – это карго-культ. Когда ты всю жизнь снимаешь камерой с маленькой матрицей и тёмной оптикой, первые впечатления от диафрагменного числа f/1.4 на полном кадре сносят башню.

Фото 1. Pentax k10d + Sigma 105/2.8

По большому счёту всенародное восхищение «портретным» режимом в Gcam понятно. Действительно, вот некий среднестатистический владелец смартфона годами делал фотографии «резко от грязных носков собственных кед до края горизонта». И был счастлив. Но однажды его подруженция лениво перелистывала прошлогодний номер Cosmopoliten и, тыкнув мальчика в портрет на размытом фоне, сообщила уверенно и навсегда – это хорошо!

Следите за руками, сейчас будет психо-фокус: у значительной части людей сильна уверенность в незыблемости истины будто бы магическое бокэ, это признак не просто хорошего снимка, но, опосредованно, и хорошей жизни с толстым кэшом в портмоне из кожи ящерицы карельской обыкновенной.

Внезапная внезапность оказывается в том, что комплект фототехники, позволяющий делать такого рода фотографии, действительно стоит over_много денег. К тому же комплект этот тяжёлый и громоздкий. И ещё нужно какие-то там фоторедакторы осваивать.

А в этих_ваших_интернетах™ говорят: Смотри! Магия! Ни чуть не хуже, но гораздо дешевле, легче, быстрее, а ещё обновления!

Что же, давайте посмотрим на то, что нам предлагает Gcam в «портретном» режиме.

 

Фото 2

Фото 2. На первый и беглый взгляд вполне неплохо. Особенно, если этот взгляд мы бросаем на экран смартфона. Но мы же договорились, что позыр будет на экране хотя бы ноутбука (желательно на чём-то большем и лучшем; иначе при печати нас могут подстерегать очень неприятные сюрпризы).

– небрежная обтравка шерсти по правому боку собаки (у самой левой границы кадра), за такую обтравку в средние века людей сжигали на кострах;

– внезапная резкость между лап (если брать за основу размытие по бокам собаки, то не должно там быть резкости, пусть и относительной);

– вот эта вот «дорожка резкости», что уходит практически до горизонта из-под шеи нашей четвероногой модели, это вообще что такое?


Фото 3

Фото 3. Здесь вроде бы получше (в первую очередь из-за того, что собака не такая лохматая, как на фото 2. Но:

– усы с правой стороны морды (опять запах горящей плоти);

– какое-то странное, и ломающее мозг, распределение зон размытия слева от собаки (ближе к правому краю кадра) – сперва практически сразу за хвостом и сильное, но потом внезапно переходит к нормальному); а вот слева от пса размытие почти тру-плёночное.


Фото 4

Фото 4. Вернёмся на пляж Финского залива к нашей первой собачичке («-чичке», это подарок для всё-таки ждущих появления мимимишечек; держите). Не стану расписывать недостатки размытия, особенно на переднем и средем планах, вы уже сами всё видите. Жуть какая-то.


Фото 5

Фото 5. Всё тоже самое. Посредственная обтравка и противоречащее здравому смыслу распределение ГРИП (уже не так плохо, как на фотографиях со второй по четвёртую, но всё-равно неестественно).


И что же? Всё плохо? Нет. Следующие фотографии тоже не без огрехов, но они уже не столь бросаются в глаза и, с определёнными оговорками, некоторые из них можно даже повесить на стену (только не в детской, давайте будем воспитывать перфекционистов; а слабину они сами себе дадут).

Фото 6

Фото 7

Фото 7. Забавное решение алгоритма размытия: полностью «съедены» дужки наушников. Почему? Ну, ребята, с этим не ко мне. Однако на общее восприятие картинки оказывает скорее положительное влияние. Повезло :). Это, кстати, селфи-камера (в режиме «Портрет»).


Вы обратили внимание на то, что если мы снимаем объект (например, собаку или человека, или каменный столб) полностью, от земли, то софт начинает корёжить и плющить? А когда этот объект в кадре частично, то программа справляется лучше (так же она справляется, только огрехи, подобно «Чужому», не влезают в глаз смотрящему).

Исходя из вышесказанного мы можем дать две «технические» рекомендации по съёмке в портретном режиме:

1. Грудные и поясные портреты имеют больше вероятности не навредить мозгу и вестибюлярному аппарату рассматривающим их зрителям. По сравнению с полноростовыми.

2. Обязательно создавайте и сохраняйте прямо на телефоне по несколько вариантов ГРИП для каждого кадра.

Итого. Полагаю, что следующее утверждение будет корректным: качественные портретные снимки с максимальной степенью размытия на Gcam сделать можно, но, при съёмке as is, без последующих манипуляций с ГРИП, это вопрос больше удачи, чем опыта, навыка и прочих скиллов. (Уворачиваясь от гнилых помидор и протухших яичков – Эй! Я ведь только про портретный режим и эти ваши бокэ!).

В остальных режимах Google Pixel 3a XL хорошая – по меркам мобилографии – камера. Перейдём к этим остальным.



Макросъёмка

Фото #


Пейзаж. Дневной

Фото #